Тематические воркшопы

30 ноября (четверг)

15:30 – 16:30

Главный корпус Национального исследовательского Томского государственного университета, аудитория 209 (пр.Ленина, 36)

Рабочий язык – русский, индивидуальный устный последовательный перевод

ВОРКШОП «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ В ИРКУТСКЕ С 2011 ПО 2017 гг.»

В рамках воркшопа будет представлен опыт реализации общественных проектов в Иркутске с 2011 по 2017 гг/, где главным пространством реализации является город, а главные деятели — горожане.

Ведущая: Валентина КАЗИМИРЁНОК, начальник инвестиционного отдела АНО «Иркутские кварталы» (Россия)

1 декабря (пятница)

10:00 – 11:30

Научная библиотека Национального исследовательского Томского государственного университета, Малый конференц-зал (пр.Ленина, 34а)

Рабочий язык – русский, индивидуальный устный последовательный перевод

 ВОРКШОП «ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН В НАУЧНУЮ И ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: НОВАЯ РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ»

Наука, техника и инновации являются ключевыми факторами повышения производительности труда и экономического роста во многих странах. Однако теперь и их недостаточно для устойчивого развития общества и для решения проблем, с которыми общество и государства сталкиваются в XXI веке. Университеты, как обладатели знаний, могут и должны играть важную роль в преодолении этого разрыва, особенно, в области регионального развития.

Почему университеты? Причин несколько. Во-первых, университет является хорошей платформой для налаживания контактов с различными заинтересованными сторонами (правительство, частный сектор и гражданское общество). Университет имеет меньше напряженности в процессах коллаборации с другими стейкхолдерами из-за своего «нейтрального статуса» как в плане выработки и принятия решений, так и для зарабатывания денег. Также университет имеет различные алгоритмы работы и способен обеспечить платформу для проведения переговоров. Университет способен определить перспективные направления технологического и социального развития одним из первых в результате проведения исследований в области фундаментальных и гуманитарных наук. Университет проводит исследования в областях, представляющих меньший интерес для частного сектора, из-за его неявной выгоды для частных компаний. Другая причина – привлечение наиболее перспективных участников инновационной деятельности-студентов, представляющих различные социальные, культурные, экономические группы. Для них университет может стать отличной лабораторией для инновационных экспериментов в различных областях. Формирование диалога, практики и институтов наукоемких технологий является сложным и долгосрочным процессом, который может осуществляться только университетами в сотрудничестве с региональными и муниципальными органами власти.

Данный воркшоп посвящен обсуждению механизмов и практик, которые позволили бы университету играть ключевую роль в устойчивом развитии общества. Мы поговорим об успешных практиках, как университеты могут связывать новые знания и технологии с потребностями, предпочтениями и приоритетами общества в интересах устойчивого развития. В рамках воркшопа будут рассмотрены: финский кейс «города как живой лаборатории», голландский кейс «science shop» и другие образовательные ноу-хау, такие как американское «impact investing». Будут представлены практики ТГУ, когда социальные исследования приводят к появлению технологических решений, а также способы воплощения этой идеи в образовательных программах. В ходе воркшопа мы определим возможные траектории сотрудничества между университетами, бизнесом, общественными организациями и государством для устойчивого развития общества, а также обсудим концепции и практики «гражданской науки», «университетской политики инвестиционных воздействий», и изменения, которым в этом отношении подвержены современные университеты.

Теоретические основы воркшопа строятся на партисипаторной концепции участия в научно-технической и политической деятельности, что имеет большое значение для устойчивого развития наций и регионов. Учитывая растущее значение различных видов знаний, участие индивидов необходимо для повышения качества принятия решений как в сфере управления, так и в технологическом проектировании, что играет важную роль в развитии актуальных и полезных инноваций. Участие индивидов является необходимым условием устойчивого развития общества и региона, источником жизнеспособности во время быстрых социально-технологических преобразований. Участие общества исключительно важно для повышения легитимности принятия решений в области технологий, науки и инновационной политики, особенно в условиях растущего недоверия населения и скептицизма к национальной и региональной политике.

Ведущая: Евгения ПОПОВА, директор НОЦ PAST-центр Национального исследовательского Томского государственного университета (Россия)

Спикеры:

  • Ольга ЗВОНАРЕВА, Университет Маастрихта (Нидерланды)
  • Ольга УСТЮЖАНЦЕВА, Университет Тампере (Финляндия), Томский государственный университет (Россия)
  • Евгения ПОПОВА, Томский государственный университет (Россия)
1 декабря (пятница)

10:00 – 11:30

Научная библиотека Национального исследовательского Томского государственного университета, Исследовательский зал (пр.Ленина, 34а)

Рабочий язык – русский, индивидуальный устный последовательный перевод на английский язык
 ВОРКШОП «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА – ЦЕНТР НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПРОАКТИВНАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ РЕГИОНА: КЕЙС НУАЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ТГУ»

Воркшоп состоит из двух частей. В рамках первой части будут представлены основные тренды развития университетских библиотек и их связь с приоритетным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» в части реализации технологических и социальных инноваций.

Вторая часть воркшопа – экскурсионная.

  • Международный ресурсный центр Научной библиотеки Томского государственного университета ТГУ. Формирование мультиязычной среды в университете и городе (открытые для всего города английские клубы, центр Toeful, мероприятия на английском, французском и немецком языках, англоязычная навигация и пр.).
  • Исследовательский зал. Взаимодействие с университетскими лабораториями и региональными НИИ в части, а также корпоративным сектором в части информационного сопровождения исследований.
  • Реставрационный центр, центр оцифровки и музей книги. Взаимодействие с регионом и городом в части продвижения культурного наследия. Разработки новых технологий в этой области, привлечение средств под эти задачи и превращение культурного наследия региона в его конкурентное преимущество.

Ведущий: Михаил ШЕПЕЛЬ, директор Научной библиотеки Национального исследовательского Томского государственного университета (Россия)

1 декабря (пятница)

12:00 – 13:00

Главный корпус Национального исследовательского Томского государственного университета, 209 ауд. (пр. Ленина, 36)

Рабочий язык – английский, синхронный перевод на русский язык

ВОРКШОП «ОБРАЗОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА БУДУЩЕЕ, ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ГРАМОТНОСТЬ, НАВЫКИ, КОМПЕТЕНЦИИ»
В образовании и обучении, ориентированных на будущее, основными отправными точками являются трансдисциплинарные команды, где на первый план выходят навыки командной работы, навыки управления знаниями, проблемно- и проектно-ориентированное обучение, эксперимент и практическая подготовка. Поскольку будущее не предопределено, ориентация на будущее означает, что команды должны думать об альтернативных вариантах развития будущего, которые на самом деле возможны, даже если они могут показаться на первый взгляд невероятными.

Как это можно сделать? В рамках среднего образования первые упражнения могут быть реализованы в самой учебной программе. В высшем образовании, в дополнительном и непрерывном обучении, этот тип методов обучения может быть важным, но только в части учебной программы студентов. Для персонала государственных и частных организаций могут быть организованы специальные курсы и упражнения. Прежде чем мы сможем это сделать, мы должны вырастить поколение учителей, координаторов, помощников и тренеров, которые реализуют программы обучения, ориентированные на будущее. Мы должны изменить свой способ мышления, как может происходить обучение и вносить изменения, корректируя как учебные программы, так и результаты обучения.

Модератор: Татьяна Якубовская, руководитель программы развития форсайт-компетентности Томского государственного университета, САЕ «TSSW: Сибирский институт будущего» НИ ТГУ

Спикер: Юха Каскинен, директор, Финский центр исследований будущего, Школа экономики университета города Турку, Финляндия

Участники дискуссии:

  • Людмила Борило, директор САЕ «TSSW: Сибирский институт будущего» НИ ТГУ
  • Сергей Мирошников, заместитель директора САЕ «TSSW: Сибирский институт будущего» НИ ТГУ
2 декабря (суббота)

10:00 – 11:30

Главный корпус Национального исследовательского Томского государственного университета, 225 ауд. (пр. Ленина, 36)

Рабочий язык – русский, синхронный перевод на английский язык

ВОРКШОП «ОБМЕН ЗНАНИЯМИ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТОМ И ИНДУСТРИЕЙ: ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ»
В условиях активного экономического развития и увеличивающегося спроса на новые знания, инновации и таланты, университеты играют все более активную роль, переходя от менталитета «башни из слоновой кости» к предпринимательской деятельности.

Университеты становятся полноправными партнерами в развитии национальной конкурентоспособности, инновационнных идей и подготовке специалистов для новой экономики. Университеты составляют единое целое в тройной спирали развития наряду с компаниями реального сектора экономики и государственными институтами. Такая тесная взаимосвязь позволяет добиться сбалансированного спроса и предложения на рынке, добиться конкурентных результатов научно-технической деятельности, обеспечить стабильный рост экономического развития и подготовить специалистов, востребованных экономикой.

Новые требования предполагают изменения в организационных моделях университетов, использования новых технологий в обучении, исследованиях и управлении университетами, введении предпринимательского образования параллельно с техническими дисциплинами и организации программ профессионального развития.

Вопросы для обсуждения:

  • Роль высших учебных заведений в развитии инновационной экономики
  • Глобальные тренды в развитии университетов
  • Взаимодействие с компаниями реального сектора экономики: методы, факторы успеха, барьеры
  • Обмен знаниями — примеры из практики
Ведущая: Татьяна СКОУФИЛД, руководитель отдела трансфера знаний, Королевский колледж искусств (Великобритания)
2 декабря (суббота)

10:00 – 11:30

Научная библиотека Национального исследовательского Томского государственного университета, Исследовательский зал (пр.Ленина, 34а)

Рабочий язык – русский

ВОРКШОП «ПЕРЕХОД ОТ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ НА ОСНОВЕ КЕЙСОВ: ОТКУДА ВОЗЬМЕТСЯ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ?»

 

На воркшопе будет проанализирована проблематика развития образования. Существующая система образования была создана для целей индустриальной экономики. Если мы говорим о переходе к некоей «новой» — постиндустриальной, информационной, знаниевой экономике, то должна кардинально измениться и система образования. Менять формальную организационную структуру образовательных учреждений бессмысленно, пока нет ответа на вопрос, откуда вообще возьмется новое содержание образования. На воркшопе дается ответ на этот вопрос на примере опыта построения новых образовательных специализаций. Воркшоп будет интересен прежде всего работникам системы образования и студентам, которые размышляют над проблемами качества образования

Ведущая: Елена ЧЕРНОВА, руководитель Лаборатории социологии градостроительства ОАО «РосНИПИУрбанистика»

Россия, Томск, 634050, пр. Ленина, 36
Тел. +7 (3822) 529 824